Национальные праздники Чехии

1 января
Новый год – 31 декабря – совпадает с днем святого Сильвестра. Поэтому 31 декабря так и называют – Сильвестр.
В этот день все веселятся, шутят, много едят, пьют и ждут прихода Нового года.
По давно установившейся в Чехии традиции, на праздничном столе обязательно должен быть карп с яблоками, хреном и чечевица, чтобы наступающий год был счастливым. Но ни в коем случае на новогоднем столе не должна появиться птица, а то счастье улетит.
В нашей стране на Новый год доброй традицией стало наслаждаться просмотром фильма “Ирония судьбы или с легким паром”, чехам тоже не отказано в подобном удовольствии. Вот уже на протяжении трех десятилетий – в первый день Нового года показывают знаменитую сказку режиссера Александра Роу “Морозко”.
Любопытно, что президент Чешской Республики выступает перед гражданами с новогодней речью 1 января в час дня.
1 января не только Новый год, но и государственный праздник – День обновления чешской государственности. 1 января 1993 года возникла после распада Чехословакии самостоятельная Чешская республика.
6 января
6-го января в Чехии отмечается день Богоявления, или “Праздник трех королей”.
Содержанием праздника является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей – магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам, в костелах совершаются благодарственные молебны.
В Праздник трех королей принято также заниматься благотворительностью. Группы детей в костюмах трех королей, пришедших поклониться новорожденному Иисусу, сопровождаемые взрослыми, обходят чешские дома, поют рождественские колядки и собирают средства в помощь нуждающимся. Впервые сбор пожертвований “Трех королей” был организован в моравском городе Оломоуц, а с 2001 года сбор пожертвований в первые дни января стал традиционным по всей республике. Тогда было собрано почти 32 миллиона крон.
6 января – это последний день зимних святок, что в католических странах, в том числе и Чехии, означает начало Карнавала (по-чешски “масопуст”). “Масопуст” – время развлечений и балов. В этот период концертные залы, дворцы, замки,школы проводят многочисленные балы, куда дамы приходят в вечерних платьях, а господа – во фраках. Коронный танец все чешских балов, конечно, – вальс.
Кульминации Карнавал достигает в последние три дня перед Великим Постом – в “жирные” воскресенье, понедельник и вторник. Это народный языческий по сути своей праздник проводов зимы и встречи весны, его содержание не связано с христианской религией, хотя сроки и продолжительность Карнавала определяются по церковному календарю.

14 февраля
14-го февраля – День святого Валентина, покровителя влюбленных. По данным опроса, проведенного фирмой Factum Invenio, праздником день 14 февраля считает 68% чехов. Треть опрошенных его празднует, в основном это молодые люди. Самые популярные подарки на День святого Валентина в Чехии – цветы и сладости.
А в Чехии есть еще один покровитель влюбленных – святой Иоанн Непомук (Sv.Jan Nepomucky) -викарий Йоганек из Помука.
Святой Иоанн Непомук был исповедником императрицы Иоанны, жены знаменитого чешского короля Вацлава. Иоанн отказался выдать королю тайну исповеди императрицы. Король, не узнав от священника любовных секретов своей жены, приказал утопить его под Пражским мостом. По легенде, над телом утонувшего мученика появилась корона с пяти звездами. В память об этом чуде пять металлических звезд были вделаны в каменные перила моста на том самом месте, откуда был сброшен Непомук.
На Карловом мосту есть барельеф, на котором изображен момент гибели святого. Барельеф невозможно не заметить! Он блестит, так как многочисленные туристы дотрагиваются до него, чтобы исполнилось загаданное желание. Но местные жители говорят, что желания исполняются совсем в другом месте Карлова моста, у статуи святого Непомука (его можно узнать по нимбу из пяти звезд). Рядом с фигурой ввинчен медный крест, до которого и необходимо дотронуться, чтобы все ваши мечты стали явью.
Есть еще одна примета, связанная с Карловым мостом в Праге: влюбленных, поцеловавшихся на этом мосту, ждет счастье.
Праздник святого Валентина в Чехии начали праздновать лишь после бархатной революции в 1989 году. Так что, у чехов – два дня влюбленных, так как, по традиции влюбленные здесь издавна отмечают свой праздник 1-го мая.
По сообщению Radio PRAHA: “Для многих чехов патроном влюбленных является поэт Карел Гынек Маха. Он похоронен на кладбище на пражском Вышеграде. Можно считать символическим, что именно в соборе, находящимся рядом с кладбищем, были в 2002 году обнаружены останки святого Валентина”.
Пасха
В Чехии празднуют Пасху (Velikonoce) по католическому календарю. Чехи называют Пасху своим вторым Рождеством или Новым годом. А в связи с этим – многочисленные поверья, обычаи, гулянья и, как и следует после долгого поста, – обильная чешская кухня с пивом. Испытать на себе все удовольствия чешской Пасхи можно, только разобравшись со всеми традициями и обычаями, а еще лучше – поучаствовав в них.
Первый в Чехии календарь с пасхальными датами составил знаменитый астроном Иоганн Кеплер. С тех пор празднование Воскресения Христова обросло многочисленными символами и народными традициями. В Чехии принято дарить детям на Пасху пряник в форме барашка (beranek). Ни один стол не обойдется без еще одного животного – зайца. Именно он, а отнюдь не курица “высиживает” пасхальные яйца. Говорят, что куры недостаточно святы.
Пасхальные торжества в Чехии, как и в других христианских странах, начинаются в последние дни Великого поста. Пасхе предшествуют три святых дня: Зеленый четверг, Великая пятница и Белая суббота.
Согласно католическим канонам, в четверг накануне Пасхи в последний раз звонят церковные колокола – в народе считается, что потом они улетают в Рим. Священники служат мессу в зеленом облачении. Отсюда и название “Зеленый четверг”. Чешские крестьяне в этот день едят овощи только зеленого цвета, чтобы весь год быть здоровыми.
В Великую пятницу священнослужители устраивают крестный ход – в память о том, как Христос нес свой крест на Голгофу. В чешском фольклоре этот день связан с менее печальными легендами. Считается, что в Великую пятницу людям открываются все сокровища, спрятанные в земле и скалах. Кстати, самые праведные люди ровно в полночь могут увидеть самый знаменитый чешский клад, лежащий в Вышеградской скале.
Последний день Великого поста – Белая суббота. Еще 100 лет назад в чешских деревнях с утра перед костелом разжигали костры. Хозяйки разбирали угольки и пепел: угли должны были хранить дом от пожара, а пеплом посыпали поле, чтобы обеспечить хороший урожай. Вечером во всех храмах начинались богослужения – люди славили Воскресение Иисуса Христа. Однако, в чешской языковой культуре не существует ничего наподобие русского “Христос воскрес”, “Воистину воскрес”. Даже название седьмого дня недели не имеет в чешском языке ничего общего с “воскресеньем”.
Молодежь начинала развлекаться только в понедельник, который в Чехии называют Красным.
У чехов есть одна своя, весьма оригинальная, пасхальная традиция. В пасхальный понедельник (velikonocni pondeli) чешские мужчины ходят с так называемыми “помлазками” (pomlazka) – плетенными в косичку вербовыми прутьями с ленточками (barevne pentle) на конце. По традиции, мужчины должны сами сплести плетку из веток ивы или вербы. Но все в сегодняшнем мире продается, поэтому и плетки в наши дни чаще всего покупают в магазинах. Мужчины ходят по улицам и легко стегают девушек прутьями. Это традиция еще языческих времен. Но как это традиция держится! Сегодня, пожалуй, никто не знает, в чем ее смысл. Этнографы говорят, что женщине пасхальная “порка” помогает оставаться молодой и красивой, так как ей передается сила и свежесть молодой ветки. А чтобы откупиться от наказания, девушки предлагают кавалерам разукрашенные пасхальные яйца и сладости. Однако в Чехии есть и ответный обычай. Девушки должны обливать парней водой.
Всю неделю, следующую за великим праздником, в чешской столице проходят народные гуляния в честь прихода весны. Каждый ремесленный цех устраивает собственный праздник. Во вторник обычно проходит праздник портных под довольно прозаичным названием “тюфяк”.
Портные вывешивают на березке тюфяк из белого полотна, на котором вышита Богоматерь с младенцем, а затем устраивают танцы вокруг дерева или в ближайшей пивной.
1 мая
Изначально этот праздник был связан с социал-демократической партией. Позднее ситуация изменилась.
При коммунистах 1 Мая стало государственным праздником с обязательным участием жителей страны в демонстрациях и манифестациях. Тот, кто отсутствовал, должен был принести справку от врача. В случае, если накануне праздника были выходные, людям приходилось возвращаться с дач. На демонстрации они приходили и к пяти часам утра, чтобы как можно раньше пройти мимо трибуны.
Сейчас для современной молодежи 1 Мая – это, прежде всего, выходной день или даже скорее, праздник весны, любви и труда. Что же касается старшего поколения, то для некоторых его представителей 1 Мая – это день, когда они рады вспомнить о старых временах.
8 мая
1945 год – последний год ожесточенной битвы против фашистской Германии. Победоносный путь Красной армии на запад как вехи отмечают освобожденные европейские города – Варшава, Будапешт, Кенигсберг, Вена, Прага, Берлин.
Окончание войны в Европе ознаменовал Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, подписанный в пригороде Берлина в ночь с 8 на 9 мая 1945 года представителями Верховного командования союзных войск.
8 мая Чехия празднует годовщину победы над фашизмом во Второй мировой войне.
Торжественные собрания, смотры исторической военной техники, реконструкция некоторых битв – так в Чехии отмечается этот знаменательный день. Представители армии, бывшие легионеры и все остальные, пришедшие почтить память героев, возлагают венки и цветы к могиле погибших в боях за освобождение Праги. Минутой молчания чтят их память. Этот день, День освобождения, они как никто “приближали, как могли” автоматными очередями, криками “Ура! Вперед, на врага!”, каждой клеточкой уязвленной души, измученные голодом, холодом и непосильной нагрузкой…
Все меньше и меньше с каждым днем остается живых непосредственных участников Великой Отечественной. И уже не столько из рассказов очевидцев и участников, а все больше из фильмов, книг, учебников, исторических трудов знают о войне те, кто родился после Победы.
17 июня
Праздник пятилепестковой розы – удивительный, яркий, шумный и красочный средневековый карнавал.
Чески Крумлов – это город в Южной Чехии. Здесь находится историческое поместье рода Рожмберков. Он включает в себя несколько замковых зданий, известный карнавальный зал, уникальный барочный театр, замковый парк с фонтаном в стиле рококо и летний дворец Беллари с вращающимся зрительным залом (www.jihoceskedivadlo.cz) – местом действия сезонных театральных представлений.
Здесь проходит Международный музыкальный фестиваль “Чешский Крумлов”, фестиваль старинной музыки и “Праздник пятилепестковой розы”. Этот праздник сохранился со времен средневековья до наших дней. Он проводится каждый год в июне, в завораживающей атмосфере средневековья и романтики, присущей Чески Крумлову, в центре города на площади Сворности. В этом году он начнется 17 июня.
Праздник пятилепестковой розы посвящен правлению последних владельцев замка и носит название в честь розы, которая является частью герба Розембергов. Гости и участники праздника переносятся в другую эпоху. Горожане и приезжие, переодеваются в роскошные костюмы – рыцари в доспехах, торговцы, монахи… Они идут по своим делам, гуляют, торгуют, делают покупки.
После торжественного открытия праздника на центральной площади начинается красочное шествие по городу с флагами, фанфарами, барабанами и факелами. На средневековой ярмарке продается все – от хлеба, испеченного по старинным рецептам, до полного комплекта вооружения для рыцаря любого возраста. Здесь можно увидеть живые шахматы, рыцарский турнир, показательные стрельбы мушкетеров, возможность научиться обращаться со старинным оружием – все это лишь часть того, что ожидает вас в эти дни красивейшего праздника.
5 июля
5 июля – день святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – государственный праздник Чехии. Этот праздник славянской письменности – единственный государственно-церковный, только он – и в мирском, и в церковном календарях.
В этот день проходят торжественные богослужения в церквях и соборах Чехии, в том числе и в православном кафедральном соборе Кирилла и Мефодия в Праге.
Создателей славянской азбуки братьев Кирилла и Мефодия по праву называют первоучителями и апостолами. Они не только положили начало широкому развитию славянской письменности и перевели с греческого языка немало книг, но и способствовали тому, чтобы недавно крестившиеся народы яснее услышали “глаголы жизни вечной”, почувствовали вселенское дыхание христианства. Не случайно и православная, и католическая церковь причислила их к лику святых. Благодаря им славяне стали слышать на родном языке слово Господа и смогли также достойно славословить Его.
Братья Кирилл и Мефодий были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной.
Отец Мефодия и Кирилла занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как греческий. Они получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Слух об этом достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к своему брату Мефодию.
Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Опасаясь, что у брата родится намерение возвратиться к прежней иноческой жизни в монастыре, перед смертью Кирилл сказал ему: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. И я падаю на своей черте, день мой кончился. А ты не вздумай оставить труды учения, чтобы удалиться на свою гору. Нет, здесь, среди славян, скорее ты можешь обрести спасение”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа.
Церковь сегодня очень чувствительна к явлениям, связанным с языком, который может (и должен) находиться в единстве с церковной жизнью. Переводческая деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия лишний раз показала, что любой язык, язык любого народа на земле благоугоден Богу и может служить литургическим языком.
6 июля День памяти Яна Гуса
Ян Гус (1369-1415 от Р.Х.), по происхождению крестьянин, из местечка Гусинец, “магистр свободных искусств”, священник, профессор, декан, а затем ректор Пражского университета, великий чешский реформатор,вдохновенный проповедник Вифлеемской капеллы, автор nрактата “О Церкви” и, наконец, узник, судимый Констанцским Собором за ересь.
Ян Гус был рукоположен в сан священника римско-католической церкви в 1401 году, после того, как он получил в Пражском университете звание бакалавра, а затем и магистра. Он проповедовал против зла, причиняемого церковью, и завоевал тем самым народное признание. Он призвал к проведению реформ в Церкви и к возврату авторитета Писания как единственного для верующего источника веры и учения. Гус заявил, что основанием церкви является не Петр, а Христос, и что некоторые римские папы – еретики. Тут же и сам Гус был объявлен еретиком и отлучен от церкви, а все его сочинения были объявлены запрещенными. Он нашел себе убежище вне Праги, где продолжал писать, учиться и проповедовать.
Главное сочинение Уиклифа “О Церкви” послужило основой для развития учения Гуса о всеобщем священстве для всех верующих, которое утверждало, что единственной Главой Церкви является Христос. Поэтому некоторые связывают имя Гуса с началом реформации, расцвет которой столетие спустя подготовил Мартин Лютер. В 1414 году римский папа и император Сигизмунд обещал Яну Гусу безопасность, если тот приедет на Констанский Собор и изложит свою точку зрения. Но Собор, вместо того, чтобы выслушать Гуса, арестовал его, подверг издевательской судебной процедуре без права на защиту и приговорил его к смерти как еретика. Перед тем, как Гуса сожгли, его семь месяцев держали под стражей.
“…На площади осужденному прочли приговор, возвели на костер. К костру подскакал императорский маршал.
– В последний раз обращаюсь к тебе, Ян Гус, – произнес маршал. – Отрекись, и император дарует тебе жизнь!
– От каких же заблуждений мне отречься, если я их не знаю? Призываю Господа в свидетели, что я не учил и не проповедовал того, что показали на меня лжесвидетели. Главной целью моей проповеди и всех моих сочинений было отвратить людей от греха. И в этой истине, которую я проповедовал согласно с Евангелием Иисуса Христа, я сегодня хочу радостно умереть.
Маршал махнул жезлом палачам. Костер разом загорелся. Пламя лизало ноги Гуса, одежда пылала – он пел псалом. Загорелись волосы – он молился. Гус уже весь был объят пламенем. Погода была безветренная, и дым прямым столбом поднимался к ясному небу. Еще раз мелькнуло на мгновение вдохновенное, окруженное сияющим ореолом лицо. Потом все смешалось в один пылающий факел…”
Это произошло 6 июля 1415 в немецком городе Констанце. Обгоревшее тело философа расчленили, кости перемололи и закопали, сердце проткнули палкой и сожгли отдельно.
Римский папа нарушил свое обещание о безопасности Гуса и объяснил это так: “Никто не обязан сдерживать слово, данное еретику”. И даже столетие спустя Мартин Лютер остерегался ехать в Лейпциг, хотя и имел данное римским папой обещание сохранить ему жизнь и свободу.
В Праге, на Староместской площади, возвышается памятник, воздвигнутый в 1915 г. Его установили спустя пятьсот лет после мученической смерти зачинателя реформаторского движения Чехии. Пару лет назад Иоанн Павел II выразил “глубокое сожаление” от имени католической церкви, которая сожгла заживо Яна Гуса.
По словам патриарха Церкви чехословацкой гуситской Яна Шварца доказательством того, что завет Яна Гуса жив, является то, что 6-го июля в пражской Вифлеемской часовне, в которой Ян Гус читал свои проповеди и которая символически не принадлежит ни одной из церквей, собираются люди разных вероисповеданий на торжественную мессу.

Дожинок в Чехии
В Чехии в конце сентября отмечают “дожинки” – окончание полевых работ. Последний сноп жнецы украшают всяческими прибамбасами вроде разноцветных ленточек и сплетают огромный дожинковый венок из всех злаков, какие только уродились на поле.
Чтобы он выглядел наряднее, в него добавляли бумажные и живые цветы.
У нас же полагалось оставить на поле горсть несрезанных колосьев, перевитых лентой, чтобы следующий урожай был хорошим.
28 сентября
“Святой Вацлав, воевода земли чешской, не дай погибнуть нам, ни потомкам нашим!”
28 сентября Чехия празднует день своего покровителя, святого Вацлава, который является также Днем чешской государственности. И, хотя чешское государство в этот день не возникло, День святого Вацлава является государственным праздником.
Вацлав (907-936 гг) из рода Пржемысловичей, сын герцога Вратислава и язычницы Драгомиры, был князем чешским с 928 по 936 год. Воспитанный своей бабушкой по отцовской линии, ревностной христианкой, Вацлав с детства был религиозен и став во главе государства вел скорее монашеский нежели светский образ жизни. Вацлав многое сделал для распространения христианства в Чехии, по его распоряжению в Праге была построена церковь св. Витта. Именно Вацлав способствовал тому, чтобы в его стране могли во взаимном уважении развиваться литургии как на славянском, так и на латинском языке. Таким образом, уже в 10-м веке была реализована идея нынешнего папы Павла Иоанна Второго о том, что “церковь будет богаче, если будет дышать обоими своими легкими – восточным и западным”.
Для своего времени Вацлав был необыкновенно образованным человеком: он писал глаголицей, говорил по-латыни и по-гречески. В 925 г., получив власть, он уже знал, что такая маленькая страна как Чехия, терзаемая внутренней усобицей и окруженная жадными до чужой земли соседями, может выжить и расцвести, только если ее народ будет более требователен к своему образованию и нравственности. По одной из легенд, вступая на престол, Вацлав сказал, что хочет править так, чтобы в стране его был мир, чтобы судьи судили справедливо и чтобы народ жил по законам Божьим. В этом он сам подавал пример. Будучи набожным человеком, правил он твердой рукой. И вот что он умел: “отличать одно от другого; знал, когда надо взять в руки меч, а когда можно избежать зла в процессе терпеливых переговоров”.
Христианский способ правления и социальные порядки, которые вводил Вацлав, наталкивались на противодействие языческой знати, которая, в конце концов, убила его, объединясь с его братом Болеславом. Результат этого действия был противоположный тому, чего ожидали убийцы. Кровь мученика Вацлава повлияла на окончательную победу христианства в Чехии. Многочисленные легенды повествовали о его доброте и справедливости. Одна из них, переведенная на церковнославянский язык, на рубеже 10-го и 11-го веков попала в Россию. А в Англии и до сих пор на Рождество поют песню “О добром короле Вацлаве”.
Вацлав имел в народе большую популярность и, будучи провозглашенным святым, стал почитаться небесным покровителем Чехии, ее символом. К XIV веку культ св. Вацлава стал в Чехии официальным. Русская Православная Церковь также почитает князя Вацлава святым, но под старославянским именем Вячеслав.
В настоящее время останки св. Вацлава погребены в капелле собора св. Вита в Праге. Стены капеллы украшены полудрагоценными камнями, а ее композиционной основой является статуя св. Вацлава работы архитектора и скульптора Петра Парлержа. Хранящиеся здесь шлем, панцирь и меч князя почитаются как святыня.
Короной, получившей название святовацлавской, с четырнадцатого века короновались чешские короли. Существует бесконечное множество изображений святого Вацлава – то как юноши, приготовляющего вино и хлеб к свершению таинства евхаристии, то как рыцаря с копьем, мечом и щитом. Со времен средневековья чешский народ в тяжелые периода своей истории ожидал исполнения легенды о бланицких рыцарях. Согласно этой легенде, в горе Бланик всегда готовы к бою рыцари святого Вацлава, и когда чехам придется хуже всего, они выедут им на помощь и во главе их будет скакать Вацлав верхом на белом коне.
Если вам доведется побывать в Праге, возьмите с собой на память оттуда двадцатикронную монетку. На ней изображен символ страны – святой Вацлав на коне – точно такой же, как памятник на Вацлавской площади.
28 октября
28 октября Чехия празднует свой главный национальный праздник – день образования независимой Чехословацкой республики.
В этот день, 28 октября 1918 года, Чешским национальным комитетом в Праге была провозглашена независимость Чехословацкого государства от Австро-Венгрии.
Несмотря на то, что Чехословакия распалась на Чехию и Словакию в 1992 году, этот день до сих пор считается в Чехии одним из важнейших в истории.
17 ноября
17 ноября в Чехии празднуется государственный праздник – День борьбы за свободу и демократию. С этой датой связаны события, произошедшие в 1939 и 1989 годах. Осень 1939 года была отмечена первым массовым выступлением против оккупации Чехословакии нацистами.
28 октября 1939 года в Праге студенты вышли на демонстрацию для того, чтобы вспомнить и отметить годовщину образования Чехословацкого государства (28.10.1918). Однако подразделения оккупантов демонстрацию разогнали, при этом был застрелен студент медицинского факультета Ян Оплетал. 11 ноября он умер. 15 ноября 1939 года, в день похорон Яна Оплетала, на улицы снова вышли сотни людей. Похороны переросли в новую демонстрацию. Немецкие подразделения вновь разогнали людей, десятки демонстрантов были арестованы.
Апогеем всеобщего напряжения явилось 17 ноября, когда гестаповцы и эсэсовцы рано утром окружили студенческие общежития. Более 1200 студентов были арестованы и заключены в концлагерь в Заксенхаузен. Девятерых студентов и активистов студенческого движения казнили без суда в застенках тюрьмы в пражском районе Рузине. По приказу Гитлера все чешские высшие учебные заведения были закрыты до конца войны. Этот день вписал трагическую страницу в историю чешского народа, с 1941 года дата 17 ноября стала отмечаться как Международный день студентов.
Большая поддержка чешским студентам была оказана Оксфордским университетом Великобритании. Он принял у себя всех желающих продолжить образование и выдал им по окончании университета британские дипломы.
17 ноября 1989 года, в день 50-й годовщины сопротивления пражских студентов и похорон Яна Оплетала, около 75 тысяч граждан – студенты, актеры, диссиденты, в том числе и будущий президент Вацлав Гавел – собрались в районе Альбертов-Вышеград в Праге. Демонстрация была жестоко разогнана властями коммунистической Чехословакии. На следующий день по всей стране прошла буря протестов. 19 ноября в Драматическом клубе был создано общественно-политическое движение “Гражданский Форум”, которое объединяло все независимые инициативы, представителей церквей, художественных союзов и других граждан, добивающихся изменения режима. “Гражданский форум” выразил поддержку генеральной стачке 27 ноября, и предложил начать диалог с государственной властью о снятии с руководящих должностей всех государственных деятелей, особенно тех, кто способствовал вводу в страну войск Варшавского договора в 1968 году, об освобождении политических заключенных, о предоставлении свободы слова и печати средствам массовой информации, и о наказании виновных в жестоком разгоне студенческих демонстрацийй 17 ноября. 27 ноября состоялась всеобщая забастовка.
Все эти события представляли собой начало последующих демонстраций, выступлений, переговоров и забастовок и вошли в историю как “бархатная революция”, в результате которой в Чехословакии пал коммунистический режим и в стране постепенно начала развиваться демократия.
Во время ноябрьских событий студенты обратились ко всем демократически мыслящим гражданам Чехословакии с клятвой, посвященной покойному Яну Палаху, который стал символом борьбы за свободу. Он в 1968 году, в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Варшавского договора, совершил самосожжение. “Я клянусь именем студентов и всех честных людей этого народа, что мы никогда не уступим, не изменим, и доведем до конца борьбу за твое и наше представление свободной жизни. Ян Палах, ты уже никогда не покинешь наш факультет, ты останешься навсегда с нами, в нас и во всех, кто придут после нас”.
29-го декабря 1989 года Вацлав Гавел был единогласно избран президентом Чехословакии. Пять лет спустя, в 1994 году, он вспоминает атмосферу ноябрьских событий, которая, по его мнению, уже никогда не может повториться: “Атмосфера такой общности, самоотверженности, сплоченности, которая была характерной для этих революционных дней, такая атмосфера уже не вернется. Это были такие особенные моменты огромного подъема общественной воли, которых в истории не бывает много. Но, тем не менее, об этом не надо забывать. Наоборот, я думаю, что именно о таких моментах мобилизации того лучшего, что в человеке находится, мы должны вспоминать и вдохновляться ими. Чтобы они нам напоминали то хорошее, что содержится в нас, о чем мы часто забываем”.
Законом № 167/1990 Sb. день 17 ноября был объявлен государственным праздником – Днем борьбы студентов за свободу и демократию, а в 2000 году переименован в День борьбы за свободу и демократию.
Мемориальная доска с надписью “17.11.1989” установлена на одном из зданий на Народной улице в центре Праги, откуда осенью 1989 года началась “бархатная революция” в Чехословакии. С самого утра 17 ноября сюда приходят люди, приносят свечи и цветы.

4 декабря
4-го декабря отмечается день святой Варвары, одной из 14 святых, помогающих людям в их земных делах. Св. Варвара – покровительница ремесленников, у нее просят помощи и благословления в трудах. К св. Варваре, как к защитнице от молнии, обращаются также во время грозы.
По легенде, св. Варвару казнил сам ее отец-язычник, когда узнал, что она стала христианкой. До этого он ее определенное время держал под замком в башне, чтобы спрятать от многочисленных ухаживателей, так как Варвара была очень хороша собой. В момент, когда он ей отрубил голову, в него ударила молния и сожгла его дотла. В память ее заключения, Варвара обычно изображена с маленькой башенкой у ног.
Мы не знаем, откуда взялась традиция в день святой Варвары приносить детям подарки, но во многих регионах Чехии дети вечером выставляют из окна чулок, и утром в нем находят конфеты, орешки или маленький подарок.
Именно в этот день в Чехии с черешневых деревьев срезают озябшие веточки, и ставят в воду, чтобы они расцвели к Рождеству.
Имя святой Варвары произносится по-чешски как Барбора. А черешневые веточки, срезанные в этот день, называются “барборки”.
Традиция “барборок” уже с давних времен тесно связана с предсказаниями будущего, в основном, для молодых девушек. Если веточки, поставленные 4-го декабря дома в воду, расцветут еще до Щедрого дня, то есть до 24-го декабря, то девушка в следующем году выйдет замуж. Или другая примета – успели “барборки” зазеленеть, значит, все задуманное обязательно осуществится.
Раньше в Чехии с днем святой Варвары была связана и другая традиция. Кроме веточек можно было встретить и “живых Барборок”. Это были три девушки, одетые в белое, накануне дня святой Варвары обходившие семьи с детьми. Барборки наделяли детей яблоками, грушами, орехами и другими лакомствами. А непослушных малышей они пугали розгой. Однако эта традиция практически не сохранилась. Может быть, потому, что подобную роль играет чешский Микулаш, наделяющий детей маленькими подарками накануне дня святого Николая, по-чешски Микулаша, который отмечается 6-го декабря.
До сегодняшних дней сохранилась только традиция срезания “барборок”. Это, на самом деле, не должны быть только черешневые веточки. “Барборками” считаются и веточки других фруктовых деревьев, а также, например, сирени. И хотя в разные предсказания, связанные с “барборками”, сегодня, наверняка, уже мало кто верит, расцветшие веточки по-прежнему приносят в семьи на Рождество счастье, радость и спокойствие.
6 декабря
Рождественский сезон в Чехии открывается праздником Святого Микулаша (так здесь называют Святого Николая).
Святой Микулаш – это чешский Дед Мороз. Он приходит к детям в ночь с 5 на 6 декабря. Микулаш одет в длинную шубу, высокую шапку, в руках у него посох с закрученным в спираль верхом, за спиной – короб с подарками. Сопровождают Микулаша ангел в белоснежной одежде и лохматый чертенок. Хороших и послушных детей он одаривает фруктами и сладостями, а хулиганы и бездельники обнаруживают в рождественских носочках картофелину или кусок угля.
В этот день по всей стране расхаживают ряженые троицы – Святой Микулаш, ангел и черт. Так что, если в ваше поле зрения попадут сразу несколько ангелов с метровыми крыльями и чертей в рокерских цепях, то это не от выпитого глинтвейна. Обычно чертей (по-чешски “паркел”) попадается на порядок больше, чем ангелов.
13 декабря
13 декабря – День святой Люции (Лукии), принявшей в этот день в 304 году мученическую смерть за свою веру. По поверьям, святая Люция оберегает от колдовства и чар.
В Чехии в этот день деревенские дома посещают ряженые, процессию которых возглавляют девочки переодетые в костюм святой Люции. Некоторые девочки-Люции одевают маски птицы с огромным клювом, другие просто посыпают лица мукой. Этот день считается женским праздником, и повсюду действует строгий запрет прясть. Люции наказывают непослушных прях, детей, которые не постились перед Рождеством; проверяют чистоту и порядок в доме и то, как хозяйка готовится к приближающимся праздникам.
На Люцию есть повод посплетничать и посмеяться. Если компания собирается в этот день, то юноши приносят с собою по два парных цветка – живых или искусственных. Цветы распределяют между юношами и девушками, а затем на протяжении всего вечера идет обмен ими. Во время застолья, во время танцев, и, в последний раз – когда в конце вечеринки на минутку выключается свет. Когда свет включается, выясняется, что пары распределились самым неожиданным – а может и самым желаемым образом.
И еще на Люцию гадают по цвету клубков или катушек ниток. Вытаскивают их вслепую из шкатулки или корзиночки: зеленая – замужество, красная – ребеночек, белая – похороны, желтая – богатство, синяя – дорога…
А по некоторым поверьям на св. Люцию ведьмы сбивают под мостами масло, танцуют на перекрестках и могут “затанцевать” попавшихся им мужчин и парней до смерти, ночью ходят в белых покрывалах и с ведрами в руках, собираются на шабаши и т.д. Это одна из многих легенд, которыми чехи любят “веселить” гостей.
25 декабря Католическое Рождество
Праздник начинается 24 декабря – Сочельник. В этот день все постятся. Никто не помнит, когда это повелось, но по чешскому обычаю на рождественском столе не должно быть ни кусочка мяса. Традиционное местное блюдо – жареный карп. Карп для чехов – это тоже самое, что для нас салат “оливье” в новогоднюю ночь, который также присутствует на чешском столе, маскируясь под названием “картофельный”. Без жареного карпа с картофельным салатом нет для чехов Рождества.
Весь год карпы набирают вес в специальных прудах. В середине декабря вода из прудов спускается и многотонные цистерны с живой рыбой разъезжаются по всей стране. Ровно за неделю до Сочельника на улицах устанавливаются большие кадки с водой, в которой плавают откормленные карпы.
Рождественское застолье не обходится без старинных примет. Так, за столом нужно собрать четное количество человек, в крайнем случае, поставить пустую тарелку. Под каждую тарелку на счастье кладется чешуйка от карпа, к ней можно добавить мелкую монетку. Иногда чешуйку прячут в кошелек и носят с собой весь год. Во время праздничного ужина нельзя вставать из-за стола, у хозяйки все должно находиться под рукой. Если во время рождественской трапезы у кого-то неожиданно зазвенело в ухе, значит о том человеке будут хорошо отзываться в течение всего года. Отправившись на рождественский ужин к друзьям, не стоит возвращаться за забытой прогулочной тростью или туфлями, иначе придется весь год мириться с неудачами.
24 декабря, перед тем как сесть за стол, пражане с детьми традиционно приходят на берег Влтавы, где их уже поджидают продавцы. Они тоже торгуют живыми карпами, но не для того, чтобы рыбу съели. Здесь полагается проявить милосердие и выпустить покупку в реку. Детям эта затея безумно нравится. Может быть, поэтому рождественский Сочельник и называется у чехов Щедрым днем.
В этот же день, 24 декабря – Медвежье Рождество, в этот день принято кормить медведей сладостями. Медведи, живущие в крепостном рву (в городе Чески Крумлов), охотно примут от вас подарки и с удовольствием послушают рождественские колядки в вашем исполнении.
А на следующий день запекают гуся и делают всевозможные печенья. Его выпекание становится целым ритуалом. В процессе участвует вся семья.
26 декабря наступает день св. Штепана, день разгула колядующих.Существует очень веселый обычай, в этот день из дома выгоняют нерадивых мужчин. Раньше их действительно за дверь выставляли, а теперь просто рядом с кроватью кладут узелок – мол, вот бог, а вот порог.
27 декабря, в день Яна Евангелиста, проходит обряд очищения вина.
Канун Рождества связан с многочисленными приметами. Так, чтобы весь следующий год оставаться здоровым, утром 24 декабря надо умыться в холодном ручье. Молодым людям, которые в следующем году намерены жениться, следует во время торжественного застолья сесть на угол, а девушке, чтобы выйти замуж, необходимо во время праздничного ужина отрезать кусочек масла от нового брикета, тогда она получит мужа с миролюбивым характером.
26 декабря
Последний рождественский праздник, 26-го декабря, день святого Штепана празднуют во всех европейских странах. Праздник первого христианского мученика, святого Штепана, заявившего, что Иисус Христос действительно Мессия. Праздник быстро распространился по всем странам, благодаря морякам, которые святого Штепана считали своим покровителем.
В этот день в чешских городах и деревнях люди навещают друг друга, приносят подарки и вместе гадают, что их ждет в будущем году. Дают себе волю и колядующие, а “бетлеманы” ходят из одной церкви в другую и сравнивают достоинства и историческую правильность яслей.
“Бетлемы” – это механические сценки, на которых для маленьких детей наглядно рассказывается и показывается история рождения Христа. Иногда в “бетлемах” в качестве фигурок выступают пряники или деревья. Самый большой в мире “бетлем” – Kризовы еслички. Он внесен в Книгу рекордов Гиннеса и находится в Mузее Йиндриховоградецкого края в городе Йиндрихув Градец.
В музее града Карлштейн – бывшем доме священника – выставлена самая большая экспозиция бетлемов из частных собраний. Исключительно раритетным экспонатом считается самый большой кукольный бетлем в Чехии – Карлштейнский королевский бетлем площадью 80 кв.м. Кулисами бетлема является град Карлштейн с предградьем, а среди фигурок можно найти изображение 10-ти самых прославленных чешских правителей.
В музее есть бетлемы из хлеба, из сахара, из олова и даже бетлем в орешке и др. Для детей приготовлены двигающиеся бетлемы, которые можно запустить самим.