Про старый новый год

старый новый год

Изменение даты начала Нового года на Руси и несогласие Русской Православной церкви, не пожелавшей перейти на Новый стиль, создали совершенно необычный и уникальный праздник – Старый Новый Год.

К Старому же Новому году все уже изрядно устают от череды праздников, пора бы уж, кажется, успокоиться и отдохнуть. Ан нет! Любим мы Новый год и никак не хотим с ним расставаться. И елочки, как правило, до 14-го не убираем, даже если они были не искусственными, и уже посыпают все вокруг себя зеленым дождем.

Интересна сама психология памяти об этом “старом”. То есть, вполне понятно, что многие россияне с удовольствием отмечают Католическое Рождество – потому что настроение уже вполне праздничное, а до Нового года ещё целая неделя! Не секрет, что большинство взрослых россиян лишь Новый год и считают праздником, а все остальные спускают на тормозах. Кроме того, Католическое Рождество для нас это как бы репетиция Нового года, а Православное – чисто церковный праздник.

В чем тут дело? Уж не в родовой ли памяти, которую никакими официозами, никакими сменами религии и социального строя не искоренить? Наверное, немалое значение для сохранения этой даты имеют святки, которые 14 – в самом разгаре. Помимо этого, 14 января (1 по старому стилю) – это Васильев день, весьма чтимый нашими предками. Желая напомнить что-нибудь былое, говорили: “а это было об Васильев день”. Или – “он нанялся с Васильего дня до Евдокии” (то есть, с 1 января до 1 марта).

Для девиц Васильев день был васьма важным, считалось, что гадания на Васильев день всегда сбываются, и что бы по гаданию не вышло – то и произойдет.

На Васильев день совершались и обряды малопонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний можно узнать, что его название – авсень (или – овсень, усень, таусень, говсень). Что символизировал этот праздник, сказать трудно. Осталось от него три обряда – варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.

Наши археологи считали авсень “земледельческим праздником, прообразовательным обрядом обсевания” и отыскивали его сходство с Колядой. Но что, на Руси зимой праздновали земледельческий праздник? Это более, чем странно. Причем, нигде, ни в каких летописях, списках, актах нет об авсене никакого упоминания. И нет ни одного место в России, где бы все три обряда совершели вместе. Везде использовался только один из обрядов. Кое-где в обрядовых песнях словечко “авсень” и вовсе не поминается.

К сожалению информацию о том, что такой праздник существовал мы узнаем только из песен…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как: